В 2016 году Волгоградский государственный институт искусств и культуры открывает новый проект -- Межфакультетские научные чтения (семинар) «ArtisLiberalis» («Свободные искусства).

 

В рамках данного проекта планируются открытые лекции ведущих ученых-исследователей, художников, композиторов, искусствоведов, посвященных самым различным вопросам искусства и культуры.

 

17 сентября 2016 года в 10.00 в малом зале ВГИИК (ул. им. Циолковского, 4) состоялись первые Межфакультетские научные чтения (семинар) «ArtisLiberalis» («Свободные искусства»).

Тема семинара: «Содержательный аспект музыки»

Лектор –  Людмила Павловна Казанцева



 

Учёная степень: доктор искусствоведения

Ученое звание: профессор

Академик Российской Академии Естествознания

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Ученые России"

Казанцева Людмила Павловна родилась 01.06.1952 в г. Днепропетровске, Украина. Окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (1976) и аспирантуру там же (1981). Доктор искусствоведения (1999), профессор (2000). Профессор Астраханской государственной консерватории и Волгоградского государственного института искусств и культуры, зав. Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкального содержания.

Автор около 200 научных, учебных и методических публикаций, среди которых 10 книг, 10 брошюр, статьи. Сделала около 100 докладов на международных, всесоюзных, всероссийских и других научных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Дареме (Великобритания), Афинах, Салониках (Греция), Левене (Бельгия), Лукке (Италия), Элените, Плевене (Болгария), Белграде, Киеве, Вильнюсе, Риге, Даугавпилсе (Латвия), Красноярске, Ростове-на-Дону, Воронеже, Тамбове, Саратове, Екатеринбурге, Казани, Перми, Н. Новгороде, Новороссийске, Петрозаводске, Волгограде, Уфе, Сочи, Астрахани.

Монографии: Музыкальный портрет. М.: НТЦ «Консерватория», 1995; Музыка начинается там, где кончается слово (В соавторстве с М.Ш. Бонфельдом, П.С. Волковой, В.И. Шаховским, авторская доля – 12 п.л.). Астрахань-М.: НТЦ «Консерватория», 1995; Автор в музыкальном содержании / РАМ им. Гнесиных. М., 1998; Основы теории музыкального содержания. Астрахань: Факел, 2001 (2-е изд. Астрахань: Волга, 2009); Анализ музыкального содержания / АГК. Астрахань, 2002; Музыкальное содержание в контексте культуры. Астрахань: Волга, 2009; Анализ художественного содержания вокального и хорового произведения. Астрахань: Волга, 2011.

Диссертация доктора искусствоведения «Автор в музыкальном содержании» защищена в 1999 г.

Председатель Регионального экспертного совета РГНФ. Член Объединенного диссертационного совета при Саратовской консерватории (2005 – 2013) и Диссертационного совета при Казанской консерватории (2003 – 2006). Член жюри I и II Всероссийских конкурсов научных работ молодых ученых (2004, 2006).

Член редакционных коллегий ВАКовских журналов («Проблемы музыкальной науки», «Фундаментальные исследования», «Современные проблемы науки и образования») и Южно-Российского музыкального альманаха, а также журналов «Art Tempus» и «Philharmonica». Редактор и редактор-составитель более 70 научных и научно-методических изданий. Редактор сайта http://muzsoderjanie.ru .

Организатор научных конференций и региональных Научных чтений по музыкальному содержанию (Астрахань, 2007; Волгоград, 2008 – 2016).

Академик (действительный член) Международной академии информатизации и Российской академии естествознания.

Дипломант Всероссийского конкурса научных работ (Министерство культуры РФ, 1999). Победитель конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов (Фонд развития отечественного образования, 2006) и лауреат того же конкурса (2010, 2012, 2013). Лауреат Всероссийской выставки (Российская академия естествознания, 2011). Обладатель Национального сертификата качества (2011). Лауреат премии Губернатора Астраханской области по науке и технике (2003) и музыкальной премии им. Артура Каппа (Администрация Астраханской области, 2004). Лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере» (2013).

Заслуженный деятель науки и образования.

Обладатель Почетного звания «Основатель научной школы».

Награждена Почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации (2009), Администрации Астраханской области (2002), Министерства культуры Астраханской области (2012), Администрации г. Астрахани (1999), Комитета по культуре Администрации Волгоградской области (2013).

Член Союза композиторов России. Состоит в Научном комитете Общества теории музыки России.

Разработала и около 20 лет преподает у студентов и аспирантов авторский курс «Теория музыкального содержания», внедренный также, помимо Астрахани, в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Кургане, Уфе, Салавате, Красноярске, Чите, Краснодаре, Майкопе, Махачкале, Сыктывкаре, Пензе, Брянске и др. городах страны. В классе по специальности подготовила 32 дипломника. Под руководством Л.П. Казанцевой выполнены защищенные и утверждённые ВАК РФ 2 докторских и 10 кандидатских диссертаций. 3 аспиранта стали дипломантами I и II Всероссийских конкурсов «Наука о музыке: Слово молодых ученых» (Казань, 2004, 2006), два – лауреатами конкурса на лучшую научную книгу (Сочи, 2010, 2012).

Авторская научно-педагогическая концепция теории музыкального содержания стала основой инновационного проекта, реализованного, помимо Астраханской консерватории, Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского, Астраханского педагогического института (ныне университета) и Астраханского института усовершенствования учителей (ныне института повышения квалификации педагогов), в нескольких городах России (Москве, Волгограде, Уфе, Кургане, Красноярске, Чите, Сыктывкаре, Майкопе, Махачкале, Пензе, Краснодаре, Знаменске Астраханской области и др.) и за рубежом (Беларусь, Болгария) во всех звеньях музыкального образования – вузе, музыкальном училище (колледже), детской музыкальной школе (школе искусств). Внедрение концепции в учебный процесс базируется на авторских программах по музыкальному содержанию, предназначенных для всех трех уровней системы специального музыкального образования. Более 200 слушателей получили сертификаты с правом преподавания нового предмета.

 

Лектор-просветитель, критик, автор радио- и телепередач.

 

Научные публикации:

1. Полистилистика в музыке ХХ века / КГИИ. – Красноярск, 1986. 32 с.

2. Методологические вопросы анализа музыкальных произведений / КГИИ. – Красноярск, 1987. 42 с.

3. Стилистическое обновление классических форм в современной музыке. – Астрахань: АГК, 1991. 31 с.

4. Музыкальный портрет. – М: НТЦ «Консерватория», 1995. 124 с.

5. «Музыка начинается там, где кончается слово…». – Астрахань-М.: НТЦ «Консерватория», 1995. (в соавторстве с М.Ш. Бонфельдом, П.С. Волковой, В.И. Шаховским). 458 с.

6. Автор в музыкальном содержании / РАМ им. Гнесиных. – М., 1998. 348 с.

7. Музыкальная интонация: (лекция по курсу «Музыкальное содержание»). – Астрахань: ГУП ИПК «Волга», 1999. 40 с.

8. Образ автора как критерий «адекватной» слушательской интерпретации музыки» в журнале Hermeneutics in Russia /Герменевтика в России. 1999. № 1 //http://www. tversu. ru /science /hermeneutics .

9. Gontsov, Yury (Petrovich) // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. L., N.Y.: McMillan, 2001. Vol. 10. С. 138-139.

10. Тема как категория музыкального содержания // Музыкальная академия. 2002. № 1. С. 131-139.

11. Основы теории музыкального содержания. – Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001; 2-е изд. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009. 368 с.

12. Анализ музыкального содержания. – Астрахань: АГК, 2002. 128 с.

13. Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни. – Астрахань: АГК, 2004. 127 с.

14. Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2005. 111 с.

15. Хрестоматия по теории музыкального содержания. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2006. 544 с. + МР3

16. Теория музыкального содержания в Астраханской консерватории // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1. С. 25-30.

17. «Пограничные жанры»: за и против // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 1 (2). С. 26-31.

18. Музыкальное содержание в контексте культуры. – Астрахань: Волга, 2009. 360 с.

19. Симфоническое и вокально-симфоническое творчество: на пути к Китежу // Выплывет ли град Китеж? Композитор Алексей Ларин. Материалы к творческой биографии. – М.: Композитор, 2009. С. 10-61.

20. Тайны содержания музыки в российской педагогике // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 1 (4). С. 22-28 (в соавторстве с В.Н. Холоповой).

21. Творческое начало на уроках музыки // Как учить музыке одаренных детей. – М.: Классика-XXI, 2010. С. 130-149.

22. Анализ художественного содержания вокального и хорового произведения. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2011. 130 с.

23. “The Russian Passion” by Alexey Larin: concerning the issue of genre // Проблемымузыкальнойнауки. 2012. № 2 (11). С. 181-184.

24. The Musical Portrait // Principles of Music Composing: Links between Music and Visual Arts: 12th International Music Theory Conference. – Vilnius: Lietuvos muzicos ir teatro akademija, 2012. P. 149-153.

25. Композиторвзеркалесвоеймузыки // Mūzikas zinātne šodien: pastāvīgais un mainīgais. V Zinātnisco rakstu krājums. – Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2013. Lpp. 217-227.

 

Казанцева Людмила Павловна имеет награды:

 

Почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования РАЕ"

 

Почетное звание "Основатель научной школы"

 

Основатель научной школы:
«
Музыкальное содержание»