Внимание! Вся актуальная информация с 15.03.2021 будет размещаться только на новом сайте https://vgiik.com

Научная деятельность

    Положительную динамику развития Волгоградского института искусств и культуры определяет высокий уровень научно-исследовательской деятельности. Основные направления научных исследований и творческих работ ВГИИК — «Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия», «Трехступенчатая система подготовки специалистов в вузе искусств и культуры», «Современные творческие школы». Активно развиваются направления, разрабатываемые кафедрами: сформировались 15 научных направлений и творческих школ. Результаты научной работы отражены в монографиях, подготовленных преподавателями института. С 2000 года издано более 50 монографий, в частности, «Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности» профессора, заслуженного работника культуры РФ, к.п.н. В. К. Крючека и доцента, к.п.н. О. В. Гимазетдиновой (2004), «Театр спонтанности и парадокса» (2004), «Театр спонтанности и парадокса + 11» (2010) профессора, к.иск. В. Х. Разакова, «Политическая культура государственно-церковных отношений на Нижней Волге» профессора, к.и.н. З.П. Тининой (2008), «Музыкально-театральное творчество М.О. Штейнберга в культурном контексте Серебряного века» доцента, к.иск. О.И. Лукониной (2009), «Альтернативная панорама современного мирового кино» профессора, к.иск. В Х. Разакова, к.иск., доцента Г. И. Жданкиной (2010) и др.

Результаты научно-исследовательской работы используются в учебном процессе, в курсовых и дипломных проектах, а также являются предметом обсуждения на конференциях различного уровня, инициированных вузом. Каждые два года, начиная с 1998 г., на базе вуза проходят международные научные конгрессы «Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия» в рамках международного культурного форума «Гармония будущего». В качестве одной из важных задач конгресса является анализ философских и общетеоретических проблем научного и художественного творчества, потенциала культуры, его реализации на современном этапе. В среднем число участников из городов России, ближнего и дальнего зарубежья достигает 200 человек.

С 2003 года в институте проводятся Всероссийские научные конференции «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития». Ведущие педагоги, психологи, деятели культуры и искусства, представители творческих коллективов, общественных и молодежных организаций различных городов России (Москва, С.-Петербург, Астрахань, Иркутск, Казань, Краснодар, Красноярск, Кемерово, Оренбург, Пермь, Ростов-на-Дону, Тольятти, Рязань, Саратов, Сыктывкар, Якутск и др.) рассматривают проблемы современного художественного образования, анализируют роль и значение вузов культуры и искусств в вопросах духовно-нравственного воспитания, формирования творческой личности.

Ежегодно в декабре проходят научные конференции в рамках «Недели науки и творчества студентов и преподавателей ВГИИК», посвященной дню основания вуза (16 декабря). В программах конференций – кафедральные и межкафедральные заседания, круглые столы по актуальным проблемам науки, искусства, образования. Активное участие в конференциях принимают студенты, которые в качестве начинающих исследователей участвуют в разработке общевузовских тем. Они также выступают на региональных и всероссийских конференциях, представляют работы к публикации. Ежегодно в мае-июне проводятся студенческие конференции «Искусство, культура, образование глазами студентов», «Основные тенденции развития библиотек и библиотечного дела в России в начале XIX века» и др.

По итогам научных мероприятий издаются сборники статей. За последние десять лет издано около 40 сборников материалов. Основаны серии ежегодных тематических сборников: «Вестник Волгоградского государственного института искусств и культуры», «Социально-культурная деятельность: проблемы, прогнозы, поиски решений» и «Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий».

Важным направлением в работе преподавателей ВГИИК является создание авторских сочинений и нотные публикации. Автор большого количества сборников романсов, песен, а также обработок народных песен – профессор Б. И. Борисенко. Кафедрой народных инструментов издана целая серия сборников произведений для ансамблей народных инструментов различного состава «Играют преподаватели и студенты кафедры народных инструментов ВГИИК». Издаются также расшифровки старинного фольклора. Для проводимого институтом областного конкурса юных пианистов подготовлен сборник фортепианных произведений композиторов Волгограда с педагогической редакцией и пр. Автором множества пьес для драматического театра является к.иск., профессор, заведующий кафедрой истории, теории искусств и культуры, художественный руководитель и главный режиссер «Театра спонтанности и парадокса» В.Х. Разаков. 

В Волгоградском государственном институте искусств и культуры действует Проблемная научно-исследовательская Лаборатория музыкального содержания – региональное музыкально-исследовательское сообщество, базирующееся в Волгоградском государственном институте искусств и культуры. Она существует de jure с 2009 года (29 апреля Ученым советом ВГИИК утверждена как структурное подразделение института), однако de facto – с 2007 года (1 сентября проведены Первые научные чтения по музыкальному содержанию).

В состав Лаборатории вошли музыковеды – исследователи и педагоги – не только Волгоградского государственного института искусств и культуры, но и Волгоградского института искусств им. П.А. Серебрякова, Астраханской государственной консерватории; привлекаются и другие специалисты, а также аспиранты и студенты. Руководит проблемной научно-исследовательской Лабораторией музыкального содержания доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева.

Деятельность Лаборатории нацелена на изучение проблематики музыкального содержания – относительно нового направления отечественного музыкознания и сфокусирована на теме «Содержание музыкального произведения как феномен культуры».


Работа Лаборатории развернута по нескольким векторам. Главный из них – научно-исследовательский, представляющий собою изучение фундаментальных и прикладных проблем в области музыкального содержания. Помимо выполнения плановых заданий, сотрудники Лаборатории постоянно публикуют их результаты, выступают на российских и международных конференциях и заседаниях диссертационных советов, рецензируют научные и научно-методические работы, поддерживают другие профессиональные контакты с коллегами. Подлинным стимулом индивидуальных научных поисков членов Лаборатории стали ежегодные Чтения по музыкальному содержанию.

Одной из своих задач Лаборатория видит адаптацию научных знаний к педагогике, в частности внедрение в учебный процесс предметов музыкально-содержательного цикла, акцентуацию смыслового аспекта музыки при изучении других дисциплин, выполнение дипломных проектов и рефератов соответствующей тематики. Наряду с решением этой задачи, в первую очередь, в области сложившейся системы профессионального музыкального образования, Лаборатория задействована также в сфере послевузовского образования (аспирантура, повышение квалификации и профессиональная переподготовка) в форме кандидатских и докторских диссертаций, курсов повышения квалификации и – дополнительного образования.

Будучи включенной в учебный процесс, Лаборатория обеспечивает его методическии методологически. Она берет на себя подготовку и издание инновационных авторских программ и учебных пособий в области музыкального содержания для применения в системе «дошкольное образование-школа-училище-ВУЗ», организует мастер-классы, семинары, консультации, конференции и т.д.

Задачи популяризации научного направления и его прикладного использования в современной музыкальной культуре, внедрения инновационных технологий определяют просветительскую деятельность Лаборатории с выездом ее сотрудников в города России.

Функционирование Лаборатории протекает в тесном взаимодействии со структурными подразделениями как Волгоградского государственного института искусств и культуры, так и других вузов – кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, проблемной научно-исследовательской Лабораторией музыкальной семантики Уфимской академии искусств им. З. Исмагилова, кафедрой истории и теории музыки Волгоградского института искусств им. П.А. Серебрякова, кафедрой теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, Астраханским музыкальным колледжем им. М.П. Мусоргского, а также другими научными, образовательными и культурными учреждениями.

 Публикации о Лаборатории:

1. Казанцева Л.П. Научные чтения по музыкальному содержанию // Камертон. 2009. Вып. 7. С. 62-64.

2. Kazantseva L.P. Southern Russia readings on musical content // European journal of natural history. 2010. № 1. Р. 63-64.

3. Павшук В. Слушаем музыку вместе // Сельская новь от 4 сентября 2010. С. 1.

4. Казанцева Л.П. От науки к педагогике // Камертон. 2010. Вып. 8. С.53-54.

Эл. адрес Лаборатории: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Отчет НТР 2013 ВУЗ

Сейчас 52 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте